СТРАНИЦА СВОБОДНОГО ФИЛОСОФА

Модель мироздания. (ММ-05)
А.Якуп.

"… разуметь истину и хотеть благо; это и есть то, …что действительно составляет человека."
Э.Сведенборг.

1. Введение.

Предлагаемая модель мироздания не является моим изобретением. В ней собраны критически сопоставленные взгляды на мир различных философских школ и сделана попытка увидеть мир глазами не одного человека, а человечества в целом. Число 05 в названии модели - это сегодняшняя дата. Вчера видение мира было одним, сегодня другое, а завтра будет третьим. ММ-05 я воспринимаю не как декларацию, а как материал для обсуждения, критики, доработки и корректировки.
Мой анализ накопленной человечеством информации, безусловно, поверхностен, так как ограничен возможностями одного человека, и субъективен, поскольку я убеждённый материалист. Поэтому начну с определения понятия "материя".

В природе есть два полярных понятия: "МАТЕРИЯ" и её отсутствие. МАТЕРИЯ - это всё сущее, сущность; отсутствие материи, в философском аспекте, тоже сущность - "пустота".
"Пустота" обладает единственным качеством, которое, как всякое качество, проявляется только в сравнении, это - её объём, иначе говоря, занимаемое ею трёхмерное ПРОСТРАНСТВО. ПРОСТРАНСТВО - качество, поэтому по отношению к сущностям "МАТЕРИЯ" и "пустота" вторично.

МАТЕРИЯ - это изменяющаяся сущность. Как сущность она обладает качествами "количеством" и "объёмом" (занимаемым ПРОСТРАНСТВОМ), как процесс изменения состояния - качеством "скорость". Скорость, в свою очередь, характеризуется двумя качествами: шагом изменения состояния и временем, за которое этот шаг происходит. Таким образом, ВРЕМЯ - это качество процесса - явление, по сравнению с сущностью "МАТЕРИЯ", вторичное. ВРЕМЯ, как любое качество, относительно. Нельзя из двух качеств сооружать материмльную сущность - "единство пространства и времени". Как математический инструмент ВРЕМЯ, "единство" и "многомерное пространство" могут быть с успехом использованы, но рассматривать их как сущности неправомерно.

Если МАТЕРИЮ не препарировать, разделяя на сущность и процесс, а принять как целостное явление, то определяющим качеством МАТЕРИИ, позволяющим сопоставить конкретные её проявления, выступает ЭНЕРГИЯ - комбинация качества сущности - "количество" - и качества процесса - "скорость".
ЭНЕРГИЯ - mc2.

2. Вселенная.

Исходя из того, что наша Вселенная расширяется, можно предположить, что она сегодня находится на этапе "расширение" процесса, аналогичного происходящим в наблюдаемых нами звёздных системах: "сжатие, взрыв, расширение, сжатие, взрыв и т.д.".

Этот процесс имеет две экстремальные точки: в одной материя обладает максимальной динамической энергией (взрыв), в другой экстремальной точке материя, в большей своей части, разрежена до предела и обладает максимальной потенциальной энергией. Поскольку в пульсирующем процессе за начало отсчёта можно брать любую точку, возьмём для этого тот момент, когда материя Вселенной растянулась до состояния эфира - совокупности действительно неделимых частиц - "эрстов". Эрсты - абсолютно жёсткие объекты, вплотную прилегающие друг к другу и, вследствие этого, передающие в своей среде любое возмущение без затраты времени.
Философы древней Индии: "Первичным материалом, или "сырьём", для Космической Материи является "Прокосмическая Субстанция" - непроявленная девственная материя. … Это "растворённая материя" - невообразимо разряженная тонкая субстанция. Из неё создаются все виды космической материи - от тончайшего до самого грубого."
И.Ньютон: "весь мир состоит из твёрдых, весомых, непроницаемых, подвижных частиц. Эти первичные частицы абсолютно тверды: они неизмеримо более тверды, чем тела, которые из них состоят."

Когда "растворённая" до состояния эфира, практически однородная, Вселенная под воздействием сил гравитации начинает стягиваться к центру масс, её потенциальная энергия начинает преобразовываться в динамическую энергию движения двух видов: поступательного и вращательного. Нарастающий избыток динамической энергии, реализующийся в поступательном движении, повышает температуру Вселенной, раскачивая эрсты, а энергия вращательного движения закручивает пары эрстов вокруг общей для каждой пары оси, образуя "спины". Спины, компануясь в разных сочетаниях, образуют элементарные частицы, которые, закручиваясь вокруг общей оси создают первичные планетарные системы - атомы. В планетарных системах силы гравитации не позволяют "спутнику" улететь от ядра атома, а силы инерции - упасть на него. Нарастающая динамическая составляющая энергии Вселенной, реализующаяся во вращательном движении, закручивает всё, что оказывается "под рукой": планеты, звёзды, галактики вокруг собственной оси. Не исключено, что наша Вселенная тоже вращается вокруг собственной оси и описывает круги вокруг какой-то точки в космосе.


3. Структура БАШНИ мироздания.

"Иисус сказал ему: Я есьм путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня."
Евангелие от Иоанна, 14.6.

Аристотель (5-й век до н.э.): "Ступени природы: неорганический мир, растения, животные, человек." Удивительная конструкция "ступенчатой природы", выросшая за последние две с половиной тысячи лет в БАШНЮ мироздания, может рассматриваться, по крайней мере, в трёх аспектах.
Во-первых, в философском. БАШНЯ позволяет увидеть мир целиком, включая его нематериальную и материальную составляющие.
Во-вторых, БАШНЯ систематизирует всё сущее, выстраивая его в иерархическую пирамиду.
В-третьих, БАШНЯ позволяет увидеть мир в динамике развития от эрста до Бога.

Большая часть субъектов БАШНИ представляет собою системы, состоящие из двух взаимодействующих структур: сигнальной и вещественной. По их наличию в каждом конкретном объекте, состоянию и "взаимоотношениям" БАШНЮ можно разделить на семь этапов развития: нематериальный мир, элементальнй мир, мир неорганики, мир живых существ, мир социумов животных, мир автономных сигнальных систем и мир социумов автономных сигнальных систем.

На первом этапе - в нематериальном мире - существуют только абстрактные конструкции. Единственный субъект первого этапа - философское понятие "Абсолют", включающее ЛОГОС и Иерархию. ЛОГОС - закон причинно-следственной зависимости: каждое явление имеет причину и следствие. Иерархия - схема объединения простых объектов в сложные, сложных - в более сложные, более сложных - в ещё более сложные и т.д. Первый этап БАШНИ ступеней не имеет.

На втором этапе БАШНИ - в "элементальном мире" - "обитают" простейшие (несистемные) образования. Ступени второго этапа БАШНИ (её первого материального этапа): эрсты, спины, двойки, элементарные частицы.

Третий этап - неорганический мир - мир систем, каждая из которых состоит из двух взаимодействующих структур: сигнальной и вещественной. Обе структуры монолитны и являются зеркальным отображением друг друга: каждому элементу одной структуры соответствует аналогичный элемент другой. При этом, вещественная структура материальна, а сигнальная - абстрактна. Ступени третьего этапа: атомы, молекулы, физические тела.

Субъекты четвёртого этапа, мира живых существ, так же, как субъекты предыдущего этапа, являются системами, включающими скоординированные сигнальную и вещественную структуры. (*)

----------------------------------------------

* К представлению о человеке, как о системе, состоящей из двух взаимодействующих структур, еще в 18-м веке пришёл шведский всесторонний учёный и изобретатель, епископ Э.Сведенборг. Он считает, что человек состоит из человека "внутреннего" и человека "внешнего". "… внутренний человек тот, который называется духовным, а внешний тот, который называется природным; … всё, проявляющееся и существующее во внешнем или природном человеке, проявляется и существует вследствие внутреннего или духовного. … Внутренний человек управляет внешним."

----------------------------------------------

Принципиальное отличие субъектов четвёртого этапа от субъектов третьего этапа состоит в том, что у живых существ сигнальная структура материальна и представляет собою закольцованный сигнал, структурированный как ПРОГРАММА самоорганизации живого существа. ПРОГРАММА включает в себя этапы: строительство системы, воспроизводство её дубликатов и периодическая ликвидация вещественной структуры своей системы. Ступени четвёртого этапа: органические соединения, растения, животные, человек.

Субъекты пятого этапа - мира социумов людей, как и субъекты четвёртого, - системы, состоят из двух взаимодействующих материальных структур. Различие между животным и социумом в том, что у животного обе структуры монолитны, а у социума - нет.
Вещественная структура каждого социума (семьи, поселения, фирмы, политической партии, государства) представляет собой организационную единицу, объединяющую весьма жидкотекучую субстанцию, состоящую из самостоятельных, физически разделённых единиц - людей. Сигнальная структура социума так же, как вещественная, - композит из самостоятельных социумных подпрограмм, входящих в ПРОГРАММЫ отдельных человеков. Система "социум" - это не жёсткое унитарное образование, а федерация животных - систем, отчасти самоуправляемых, отчасти управляемых программой самоорганизации социума. Таким образом, член социума имеет двойное подчинение: он подчиняется как "центру" - "лоскутной" программе самоорганизации социума, так и "органу местного самоуправления" - собственной ПРОГРАММЕ. Ступени пятого этапа - социумы животных - различаются разной степенью информационного объединения своих элементов - людей. Трагедия социума в том, что по быстродействию и дальности качество естественной связи (человеческая речь) между элементами сигнальной структуры социума - между людьми - крайне низкое, что не даёт возможности социуму себя гармонизировать. Дисгармония в социуме усугубляется тем обстоятельством, что, при искусственном наращивании человеком своих сигнальной и вещественной структур, вторая значительно опередила первую.

Субъекты шестого этапа - мира автономных сигнальных систем - Автономные самосохраняющиеся программы самоорганизации (АСПС), характерны тем, что не имеют вещественной структуры и представляют собою только закольцованный сигнал. На шестом этапе всего одна ступень, на которой её субъекты эволюционируют от АСПС, содержащих файлы, обслуживающие вещественную структуру, до АСПС, в которых такие файлы за ненадобностью отрафировались.

Седьмой этап - мир социумов Автономных сигнальных систем ("АСС") - напоминает мир социумов животных. В отличие от него, на седьмом этапе фигурируют только сигнальные (причём, материальные) структуры. Здесь, как и в мире социумов животных, "социум" - не монолитное унитарное образование, а федерация самостоятельных субъектов, управляемых как собственными ПРОГРАММАМИ, так и программой соответствующего социума. Ступени седьмого этапа развития материи - социумы АСС разного уровня сложности, информационно объединяющие одни и те же элементы - АСПС. Если воспользоваться терминологией, взятой из Библии, то седьмой этап составляют два каскада ступеней. Один каскад - "божественный", его основополагающий принцип - кооперация, его ступени: Архангелы, Апостолы, Бог. Второй каскад - "дьявольский", его основополагающий принцип - конкуренция, верхняя ступень - Дьявол.

Все семь миров существуют одновременно, можно сказать, параллельно друг другу.


3. Процессы, протекающие на БАШНЕ.

Все разворачивающиеся на БАШНЕ события происходят вследствие мутации её субъектов и определяются законами конкуренции по номинации "жизнестойкость". В этом плане всех мутантов(*) можно условно разделить на три принципиально различные категории: слабоустойчивые, конкурентоспособные и суперустойчивые. Представители первой категории существуют не долго и исчезают, не оставив потомства и, практически, не участвуя в строительстве БАШНИ. Вторая категория является движителем эволюции. Её представители, соперничая между собою, плавно, из поколения в поколение повышают жизнестойкость своих династий за счёт совершенствования качества, позволившего им "основать" свою ступень. Третья категория - суперустойчивые субъекты, которые, накопившись на старой ступени в достаточной для конкуренции концентрации, "открывают" новую ступень (этап), и, начинают на ней "свою" эволюционную программу - состязание по номинации того признака, который дал этим мутантам на ступени-родине решающее преимущество перед окружением.

----------------------------------------------

* На этапе "живые существа" при вегетативном размножении мутанты появляются случайно, при двуполой схеме размножения -все новорождённые отличаются от родителей и друг от друга, они - мутанты.

----------------------------------------------

Вот как протекают эволюционные процессы на ступенях разных этапов.
Этап "нематериальный мир".
На нём нет процессов. Это - Абсолют - философские понятия, которые "существуют" всегда, но реализуются только в материальном мире.
Этап "элементальный мир".
На ступенях "эрсты" и "спины" эволюции нет. Субъекты этой ступени - абсолютно однородные сущности.
На следующей ступени (дадим ей рабочее название - "двойки") встретившиеся в пространстве спины создают, в зависимости от взаимного расположения осей, устойчивые системы трёх типов. Если оси спинов взаимно перпендикулярны, "двойка" имеет две оси вращения. Если оси параллельны, то при совпадении направления вращения обоих спинов "двойка" имеет двойной момент инерции вращения; при несовпадении - момент инерции "двойки" равен нулю. Если предположить, что "двойка" с нулевым моментом инерции не идентифицируется нашими средствами наблюдения, то, при её распаде, из "ничего" появляются два новых "зримых" спина, которые вполне могут объединиться, взаимно нейтрализовав вращательные моменты и, благодаря этому, уйти из поля нашей видимости, т.е., провалиться в "никуда". Отсюда легенда о "виртуальных" частицах, неизвестно откуда появляющихся и неизвестно куда исчезающих.
Так же прозаично раскрывается "феномен" "мгновенного" переноса частиц из одного места пространства в другое . Представьте себе, что когда в медленно сжимающемся конгломерате, включающем эрсты и спины, увеличивающаяся напряжённость предельна и находится на грани возникновения новых спинов, один из уже существовавших спинов по какой-то причине разрушился, выплеснув в эфир свой запас "спинальной" энергии. Энергия поля скачком увеличилась на дозу, необходимую для образования спина. Нет ничего удивительного в том, что перенапряжённое поле в какой-то своей точке тут же закрутит в вальсе очередную пару эрстов, образуя новый спин. Вот Вам "мгновенный перенос" спина.
На ступени "двойки" эволюционный процесс только обозначен и крайне ограничен.
На ступени "элементарные частицы" эволюция его субъектов уже достаточно хорошо просматривается. Её шаги - это весь сонм элементарных частиц.

----------------------------------------------

Данные эксперимента: в одном месте пространства частица исчезла, и в тот же момент в другом месте появилась точно такая же частица.

----------------------------------------------


Этап "неорганический мир".
На ступени "атомы" её субъекты эволюционируют от водорода до нильсбория в объёме таблицы Менделеева.
На ступени "молекулы" - от молекул водорода до молекул полимеров.
На ступени "физические тела" - от песчинки до океанических плит.
Этап "мир живых существ"
На ступени "растения" её субъекты эволюционируют от одноклеточных до баобаба.
На ступени "животные" - от вирусов до мамонта.
На ступени "человек" - от человека-животного до человека-эколога. Любопытно высказывание по этому вопросу жившего в 12-м веке врача и философа из Кордовы ибн Рушда: "человек идёт от животного к Богу по канату, натянутому над пропастью".
Этап "социумы животных".
При всём многообразии и "взаимопроникновении" ступеней этого этапа процессы, идущие на его ступенях, всё те же: усложнение и увеличение размеров субъектов ступеней. От семьи до нации, от семейного подряда до транснациональной корпорации, от инициативной группы до "пролетарии всех стран, объединяйтесь!". И тому подобное.

В отличие от эволюционных процессов, плавно протекающих в пределах ступеней, переход со ступени на ступень происходит "революционно". Он обусловлен скачкообразными изменениями качественных характеристик участников конкурентной борьбы.
На этапе "элементальнй мир" субъекты его ступеней изменяются скачками: эрст, спин, элементарная частица.
На этапе "неорганический мир" - аналогичная ситуация, скачки: атом, молекула, физическое тело.
На этапе "мир живых существ" - то же самое: органическое соединение, растение, животное, человек.
На этапе "социумы животных" такие же скачки: от семейного шалаша до Евро, Афро и Советского союзов, от семейного подряда до транснациональных монополий, от семьи до цивилизации.
На этапе "автономные сигнальные системы" нет ступеней и нет скачков.
На этапе "социумы АСПС" - от архангелов до Бога и Дьявола.

В пределах каждого этапа - одна и та же закономерность: субъект каждой последующей ступени является уникальной композицией из субъектов предшествующей ступени.

Если в этом же ракурсе посмотреть на события, происходящие от этапа к этапу в масштабе материальных этапов БАШНИ, то оказывается, что сложность и размеры субъектов от начала одного этапа до конца следующего растут ещё "более радикальными скачками", чем при прыжках со ступени на ступень. Между этапами "неорганический мир" и "мир живых существ" - от атома до человека; между этапами "мир живых существ" и "социумы животных" - от органического соединения до цивилизации. Между этапами "социумы животных" и "мир АСС" - от семьи до Господ Бога и Дьявола.
Каждый раз при возникновении новой ступени её пионер не выскакивает в готовом виде, как чёртик из коробочки. Предтечи грядущей ступени, обладающие зачатками революционного качества, живут на "своей родине" и благоденствуют среди своего менее удачливого окружения, оставаясь "Москвой первой" и не претендуя на роль "Рима второго" до тех пор, пока повышающаяся концентрация "предтеч" не заставляет их вступить в конкурентную борьбу между собой. Тут-то, по сути, в полный голос заявляет о себе новая ступень, которая начинает традиционное эволюционное развитие - усложнение-укрупнение.
Таким образом, происходящий на БАШНЕ процесс можно назвать "эволюционно-революционным": за плавным количественным изменением вещества - эволюцией, следует качественное изменение - скачок, после которого снова начинается эволюция, заканчивающаяся очередным скачком вверх или вниз по ступеням, или вбок в пределах ступени.


4. Понятия о жизни и смерти, о добре и зле,
о любви и смысле жизни.

Живое существо, Жизнь, и её происхождение.
Живое существо - это система, которая изменяется так, что сохраняется в изменяющейся внешней среде. Жизнь - это процесс сохранения живого существа. Система "живое существо" - состоит из двух взаимоизменяющих структур - сигнальной и вещественной. При этом, сигнальная структура представляет собой ПРОГРАММУ самоорганизации живого существа, посылающую сигнал в вещественную структуру и получающую его назад изменённым. Аналогичный процесс - взаимоизменение вещественной структуры и сигнала протекает, когда солнечный свет падает на неоднородное физическое тело (на мёртвое вещество). По нему тоже мечутся сигналы, поскольку свет - поток импульсов. Разница в том, , что в живом существе движение сигналов упорядочено, а в мёртвом веществе - хаотично. Неживое существо отличается от живого тем, что при изменении среды за определённые пределы, разрушается. Например, минерал, просуществовавший день, ночью распадается. Но, поскольку вещество под воздействием стихийных сигналов изменяется, каким-то минералам повезло: они за день изменились так, что оказались способными "пережить" ночь. Кому-то из них повезло ещё больше: за ночь он изменился так, что пережил следующий день. По такому пути, в принципе, могла зародиться Жизнь. Земные живые существа характерны тем, что в основе их вещественной структуры лежит жидкость. Как правило, это вода, но не обязательно. У арктического клеща, например, роль крови выполняет антифриз, который не замерзает даже при -350С.

Естественная смерть - элемент Жизни.
Древняя легенда о птице Феникс: "… гнездо вспыхнуло и птица сгорела, но из раскалённого яйца вылетела новая, единственная, всегда единственная в мире птица Феникс. Теперь эта птица каждые сто лет сжигает себя в гнезде, но из раскалённого яйца вылетает новый Феникс, опять единственный в мире". - Прекрасная аллегория династической цепочки человека (столетний цикл). Каждые сто лет вещественная структура системы "живое существо" распадается (тело "сгорает"), а сигнальная структура строит новую вещественную структуру, создавая новую, никогда не повторяющуюся систему "живое существо".
Живое существо - комплекс, казалось бы, непримиримых противоречий. С одной стороны, оно - вещество - структура, которая сохраняется неизменной по определению. С другой стороны, поскольку существо живое, оно, по определению же, меняется. Компромисс между столь принципиальными противоречиями Жизнь нашла в цепочка звеньев - жизней индивидуумов - с узловыми точками "рождение" и "смерть". В течение жизни индивидуума он, как вещество, сохраняется относительно неизменным в рамках изначально существовавшей у него ПРОГРАММЫ, ограниченно корректирующейся между зачатием и смертью. В момент смерти вещественная структура разрушается, и сигнальная теряет поддержку, соответственно - устойчивость. Кроме того, осиротевшая сигнальная структура делится пополам, половинки тасуются и при зачатии очередного поколения соединяются в новых сочетаниях, имя при этом капитально расшатанную наследственность, - происходит радикальное изменение сигнальной структуры, а с ней и будущей системы в целом.
Прогресс Жизни идёт по пути совершенствования её отличительного качества - изменчивости, а это значит, что животное вида хомо сапиенс изменяется всё быстрее и быстрее. Поскольку для каждого человека остальные люди - окружающая среда, то получается, что она изменяется с нарастающей скоростью. Следовательно, жизнь индивидуума - отрезки времени между зачатием и смертью, будут сокращаться. Возможно, отчасти этим объясняется тот факт, что во времена написания Библии продолжительность жизни была 120 лет, а сегодня - 70-80.
Жизнь человечества - это совокупность параллельных и притом пересекающихся (литературный приём) династических цепочек, состоящих из звеньев - жизней индивидуумов. Жизнь индивидуума - это построение и изменение в определённых границах его тела и ПРОГРАММЫ, тиражирование ПРОГРАММЫ и разрушение устаревшего тела. В процессе тиражирования создаются копии ПРОГРАММЫ, которые являются исходным "руководящим материалом" для воспроизводства следующего поколения - следующего звена династической цепочки. Очередной индивидуум при рождении стартует с ПРОГРАММОЙ предка в том виде, который она приобрела к моменту зачатия потомка, и попадает под относительно жёсткий контроль этой ПРОГРАММЫ до конца своей жизни.

Человек.
- Вид животного, способного абстрактно мыслить. Использует свою способность прогнозировать развитие событий, в основном, для внутривидовой конкурентной борьбы. Физически уничтожает себеподобных и последовательно ликвидирует среду собственного обитания: флору, фауну, воду и воздух.

Добро и зло.
Если истина - это факт, то его оценка субъективна и производится с позиции интересов конкретной системы. Событие, способствующее её сохранению, воспринимается как Добро, способствующее разрушению, - как Зло. Одно и то же событие, с точки зрения разных систем, может оцениваться и как Добро, и как Зло. Среди людей бытует понятие "общечеловеческие ценности". Они отражают интересы вышестоящей ступени - социума. Для человека он - "дежурный бог ". Понятия "Добро" и "Зло" социум трактует с позиции своих интересов, а его принципиальная позиция - кооперация. Отсюда библейский лозунг: "Бог есть любовь". Но Жизнь вообще и социум в частности существуют благодаря одновременной "работе" и кооперации, и конкуренции. Кооперация - суть объединение - это механизм повышения жизнестойкости системы, так как в меняющейся обстановке увеличение количества элементов системы повышает её стабильность. Конкуренция - естественный отбор, он, исключая из системы "слабое звено", делает то же дело, что и кооперация, поскольку, чем меньше в системе нежизнеспособных элементов, тем она устойчивее. Вызывает недоумение категорическое неприятие идеологами кооперации и конкуренции (Добра и Зла) позиции друг друга, так как Жизнь сохраняется благодаря тому и другому.
Даже в случае кооперации, когда одна система, например человек, является частью другой - социума, между ними идёт конкурентная борьба. Социум, перетягивая одеяло общего жизненного ресурса на себя, трактует "Добро" в свою пользу, привлекая такие понятия как "долг", "патриотизм", "любовь к Родине", "долг перед обществом." Человек пытается удержать одеяло на себе, трактуя понятие "Добро" в свою пользу: "украсть у государства не грех, поскольку оно, опираясь на силовые структуры, грабит меня в открытую."

Любовь.
О.Бальзак: "Любовь есть сокращение мира до единичного существа и распространение единичного существа даже до Бога".
Любовь - это чувство. Чтобы яснее представить себе суть чувства "любовь", найдём её место в логическом ряде остальных эмоций человека.
Страх заставляет его мгновенно уклониться от удара, чтобы выжить в ближайшую секунду. Гипоксия вынуждает человека дышать, чтобы сохранить свою жизнь в ближайшие 5-10 минут. Голод и жажда понужают его совершать действия, поддерживающие жизнь в течение нескольких суток. Ощущение сладострастия при оргазме обеспечивает зачатие следующего колена династии - переход индивидуума в "следующую жизнь". Радость и тревоги материнства, любовь к своему ребёнку охраняют нас (наше непосредственное продолжение) в следующем поколении. Любовь к ближнему хранит нас как часть социума и охватывает ещё более широкую перспективу, любовь к природе хранит нас как её часть. Итак, любовь к себе-индивидууму (эгоизм), любовь к себе в лице потомства (слепая материнская), любовь к людям вообще (всеохватывающая любовь - Данко, Христос, правозащитники) и к природе (экологическое движение) - последовательно расширяющееся чувство эгоизма - любви к себе, любимому. Если принять, что человек, развиваясь от животного до члена социума, дополняет свои "любови" и переводит их акценты именно в такой последовательности, то, как сказал живший в 12-м веке врач и философ из Кордовы Ибн Рушд, "человек идёт от животного к Богу по канату, натянутому над пропастью".

Смысл Жизни.
Человек - живое существо - это самосохраняющаяся система, которая в конкуренции по номинации "жизнестойкость" прошла путь самосовершенствования от органических соединений до социума. Жизнь человека - это процесс его самосохранения, и смысл жизни - в поддержании этого процесса. Механизмом, поддерживающим Жизнь, является ощущение индивидуумом комфорта или дискомфорта, в зависимости от того, ситуация или действия индивидуума способствуют его сохранению или разрушению. То есть, смысл жизни индивидуума в получении им удовольствий. Другое дело, что в зависимости уровня развития индивидуума и от его возраста для сохранения Жизни должны решаться разные задачи, и, соответственно, человек получает удовольствие при разных ситуациях и от разных своих поступков. Младенцу для ощущения комфорта достаточно тепла и пищи, для юноши главное - поиск секс-партнёра, для половозрелого человека - рождение ребёнка, для взрослого - сохранение своего дитяти, для социально зрелой личности - сохранение своего социума и среды обитания.


31.05.05. А.Якуп.

Содержание

1. Введение.
2. Макро- и микромир.
3. Структура БАШНИ мироздания.
4. Процессы, протекающие на БАШНЕ.
5. Понятия о жизни и смерти, о добре и зле, о любви и смысле жизни.


Hosted by uCoz